Павловский платок

С давних пор сохранилась присказка: если на одном берегу озера появится женщина в цветастом платке, до другого берега должно дойти его сияние. Павловский платок — непременный атрибут одежды русской женщины. По тому, как повязан платок, многое можно было сказать о положении его хозяйки: замужние женщины покрывали платком какой-нибудь головной убор, а девушки повязывали его на голову. По-разному и завязывали платки: концами впереди под подбородком, затыкали за лямки сарафана, а старообрядки два платочных конца закидывали на спину. Словом, платок сопровождал женщину всю ее жизнь. И конечно, платок у каждой был неповторимый, оригинальный, не теряющий своих красок ни в дождь, ни в солнце.

Ткани украшались русскими умельцами с помощью набивных досок с вырезанными на них рисунками. По такой доске били чугунным молотком — и краска хорошо пропитывала ткань. Отсюда и пошел термин «набойка». Целые уезды России занимались производством набоек. Такими тканями украшали сарафаны, телогрейки, делали скатерти, занавеси, переплеты для книг и, конечно, платки. Занимались этим вначале крестьяне на дому — и промысел назывался оседлым. Если же мастера ходили по деревням, у кого товар забирая, кому заработную плату выдавая, такой промысел назывался отхожим.

Хозяюшка-матушка,
Если ли пряжу красить,
Холсты синить,
Новины бить?
Выходите работу получить!

Такая песня бытовала в уездах, занимавшихся этим промыслом.

К концу XVIII века в подмосковном селе Павлово насчитывалось 23 крестьянских предприятия со 135 ткацкими станками. В 1812 году в селе появилось предприятие крестьянина Семена Лабзина. Хозяин раздавал рабочим пряжу. Фабрика Лабзина пользовалась популярностью на ежегодной ярмарке, проводившейся в Павлово. К 1844 году, когда Павлово и окрестные села были преобразованы в один город — Павловский Посад, фабрика Лабзина вырабатывала платки и недорогие ткани. К концу же XIX века платочно-набивная, красильная и ткацкая фабрика «Товарищество Лабзина и Грязнова» стала самым крупным предприятием России из подобных капиталистических предприятий.

Производство было ручное. Павловский платок, прежде чем поступал к покупателю, проходил через руки восемнадцати мастеров. Стоили павловские платки дорого из-за ручного труда, затраченного на них. Трудились рисовальщики, резчики, колористы, набойщики… Мастера использовали до тридцати красок, создававших необъяснимый, присущий только павловским платкам колорит. Традиционный цветочный орнамент сочетал мелкие и крупные детали, организованные овалами, букетами, кругами. Фон для платков обычно выбирался черный или белый, изредка — терракотовый и бирюзовый.